2023

«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СИСТЕМА «СОТЫ КАЙЕ»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах интеллектуального

развития детей дошкольного возраста.

Задачи:
- ознакомить воспитателей ДОУ с развивающей предметно-игровой системой В.А. Кайе на примере игр «Соты Кайе»;

-показать педагогам варианты использования развивающих игр Кайе в педагогической деятельности.

Развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе»

2 слайд: 

Автор развивающей предметно – игровой системы «Соты Кайе» Виктор Августович Кайе – известный изобретатель, академик Академии изобретательства c 1997 г., научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ Дошкольного Образования им. А. В. Запорожца (с 2008 г. по 2013 г.), педагог дополнительного образования, автор целой системы развивающих игр. Это интеллектуальные игры для детей в возрасте от 3 до 11 лет, которые представляют собой многофункциональные вариативные системы.

3 слайд:

Развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе» предназначена для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству. В то же время набор позволяет ставить перед ребенком и чисто дидактические задачи: сборка композиций по заданию взрослого или по примеру, приведенному в методическом пособии.

Набор состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника – 21 вариант рисунков, по 4 штуки каждого. На лицевой стороне – мозаичный рисунок, оборотная сторона – однотонная. Имеются методические рекомендации с вариантами примеров и заданий.

4 слайд: Что набор дает ребенку?

Набор формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации.

Помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников.

Способствует формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.

Способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.

5 слайд:

Вариативность «Сот Кайе» - это:

- несколько вариантов взаимного расположения двух, трех и более элементов,

- несколько вариантов взаимного расположения элементов и т.д.,

- множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга боковой поверхностью).

6 слайд:

Функциональные возможности элементов «Сот Кайе»:

- элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости,

- элемент можно установить в угол, образованный другими элементами,

- можно легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону,

- можно изменять рисунок композиции за счет поворота элементов,

- можно создавать композиции больших размеров.

Слайд 7:

Сначала нужно предложить ребенку познакомиться с игрой самостоятельно. Лучше если ребенок сам в процессе игры и занятий самостоятельно изучит свойства, взаимосвязи, соотношения элементов, возможности набора и лишь потом получит от взрослого пояснения, подсказки и задания по принципу «От простого к сложному».

Играть с одноцветными сотами можно по принципу мозаики (или графического конструктора) составлять различные картинки по образцу или самостоятельно. Из деталей можно складывать буквы, многочисленные силуэты животных и предметов. Несколько десятков вариантов предложено в методическом пособии. Отлично развивает пространственную ориентацию (справа снизу, слева снизу и т.д) а также хорошая тренировка порядкового счета.

Слайд 8: 

Задачу нужно формулировать в поисковой форме, чтобы у ребенка появлялась возможность самостоятельно находить ответ. Например, задание «Составьте цветок из сот», «Превратите цветок к чашку или в арку» и т. д. Играть с одноцветными сотами можно по принципу мозаики (или графического конструктора) составлять различные картинки по образцу или самостоятельно. Из деталей можно складывать буквы, многочисленные силуэты животных и предметов. Несколько десятков вариантов предложено в методическом пособии. Отлично развивает пространственную ориентацию (справа снизу, слева снизу и т.д) а также хорошая тренировка порядкового счета.

Слайд 9 и 10: 

После можно перевернуть все детали на другую сторону и собирать фигуры из двухцветных элементов.

Композиция может быть симметричной или нет.

Слайд 11: 

Затем учим детей создавать новые фигуры путем их трансформирования (перестановки):

- поворота элемента;

- перестановкой элемента;

- перестановкой и поворотом и т.д.

Поворачивая либо переставляя элементы готового рисунка можно получать новый узор.

Создание геометрических фигур из частей рисунков на элементах: треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция.

Слайд 12: 

Можно использовать элементы для игры «Домино».

Задание. Выложить соты в ряд так, чтобы они касались друг друга гранями одного цвета. Причем можно выкладывать соты, как в классическом домино, т. е. дорожкой (соты соприкасаются друг с другом только одной гранью).

Усложнить задание: «Выложить соты в ряд, чтобы они касались друг друга гранями разного цвета».

А можно прикладывать ко всем граням сразу. В результате получается абстрактный рисунок, на котором можно испытывать свое воображение и фантазию. Можно долго сидеть, всматриваться и разглядеть какой-нибудь силуэт.

Участники игры делят соты между собой поровну и делают ходы по очереди. Побеждает тот, кто быстрее освободится от своих сот.

Слайд 13:

Переходим к практическим работе.

Я предлагаю вам несколько игр с развивающей предметно – игровой системой «Соты Кайе».

Педагоги выполняют задание с «Соты Кайе» (слайд 13- 15)

Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в вашей работе.

Спасибо за внимание.

мастер-класс соты Кайе.pdf (Скачать) (Посмотреть)