-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СИСТЕМА «СОТЫ КАЙЕ»
Цель:
повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах интеллектуального
развития
детей дошкольного возраста.
Задачи:
- ознакомить воспитателей ДОУ с развивающей предметно-игровой системой В.А. Кайе
на примере игр «Соты Кайе»;
-показать
педагогам варианты использования развивающих игр Кайе в педагогической
деятельности.
Развивающая
предметно-игровая система «Соты Кайе»
2
слайд:
Автор
развивающей предметно – игровой системы «Соты Кайе» Виктор Августович Кайе –
известный изобретатель, академик Академии изобретательства c 1997 г., научный
сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ Дошкольного
Образования им. А. В. Запорожца (с 2008 г. по 2013 г.), педагог дополнительного
образования, автор целой системы развивающих игр. Это интеллектуальные игры для
детей в возрасте от 3 до 11 лет, которые представляют собой многофункциональные
вариативные системы.
3
слайд:
Развивающая
предметно-игровая система «Соты Кайе» предназначена для формирования у детей
конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное
развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному
творчеству. В то же время набор позволяет ставить перед ребенком и чисто
дидактические задачи: сборка композиций по заданию взрослого или по примеру,
приведенному в методическом пособии.
Набор
состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника – 21
вариант рисунков, по 4 штуки каждого. На лицевой стороне – мозаичный рисунок,
оборотная сторона – однотонная. Имеются методические рекомендации с вариантами
примеров и заданий.
4
слайд: Что набор дает ребенку?
Набор
формирует творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление,
сенсомоторные координации.
Помогает
развивать фантазию, воображение, глазомер, архитектурно-художественный вкус,
творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом
коллективе сверстников.
Способствует
формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость,
терпение.
Способствует
осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в
пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и
асимметрии, формы и красоты.
5
слайд:
Вариативность
«Сот Кайе» - это:
-
несколько вариантов взаимного расположения двух, трех и более элементов,
-
несколько вариантов взаимного расположения элементов и т.д.,
-
множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после
соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга
боковой поверхностью).
6
слайд:
Функциональные
возможности элементов «Сот Кайе»:
-
элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости,
-
элемент можно установить в угол, образованный другими элементами,
-
можно легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону,
-
можно изменять рисунок композиции за счет поворота элементов,
-
можно создавать композиции больших размеров.
Слайд
7:
Сначала
нужно предложить ребенку познакомиться с игрой самостоятельно. Лучше если
ребенок сам в процессе игры и занятий самостоятельно изучит свойства,
взаимосвязи, соотношения элементов, возможности набора и лишь потом получит от
взрослого пояснения, подсказки и задания по принципу «От простого к сложному».
Играть
с одноцветными сотами можно по принципу мозаики (или графического
конструктора) составлять различные картинки по образцу или самостоятельно. Из
деталей можно складывать буквы, многочисленные силуэты животных
и предметов. Несколько десятков вариантов предложено в
методическом пособии. Отлично развивает пространственную
ориентацию (справа снизу, слева снизу и т.д) а также хорошая тренировка
порядкового счета.
Слайд
8:
Задачу
нужно формулировать в поисковой форме, чтобы у ребенка появлялась возможность
самостоятельно находить ответ. Например, задание «Составьте цветок из сот»,
«Превратите цветок к чашку или в арку» и т. д. Играть с одноцветными сотами
можно по принципу мозаики (или графического конструктора)
составлять различные картинки по образцу или самостоятельно. Из деталей можно
складывать буквы, многочисленные силуэты животных и предметов. Несколько
десятков вариантов предложено в методическом пособии. Отлично развивает пространственную
ориентацию (справа снизу, слева снизу и т.д) а также хорошая тренировка
порядкового счета.
Слайд
9 и 10:
После
можно перевернуть все детали на другую сторону и собирать фигуры из двухцветных
элементов.
Композиция
может быть симметричной или нет.
Слайд
11:
Затем
учим детей создавать новые фигуры путем их трансформирования (перестановки):
-
поворота элемента;
-
перестановкой элемента;
-
перестановкой и поворотом и т.д.
Поворачивая
либо переставляя элементы готового рисунка можно получать новый узор.
Создание
геометрических фигур из частей рисунков на элементах: треугольник,
прямоугольник, ромб, трапеция.
Слайд
12:
Можно
использовать элементы для игры «Домино».
Задание. Выложить
соты в ряд так, чтобы они касались друг друга гранями одного цвета. Причем
можно выкладывать соты, как в классическом домино, т. е.
дорожкой (соты соприкасаются друг с другом только одной гранью).
Усложнить
задание: «Выложить соты в ряд, чтобы они касались друг друга гранями разного
цвета».
А
можно прикладывать ко всем граням сразу. В результате получается абстрактный
рисунок, на котором можно испытывать свое воображение и фантазию. Можно долго
сидеть, всматриваться и разглядеть какой-нибудь силуэт.
Участники
игры делят соты между собой поровну и делают ходы по очереди. Побеждает тот,
кто быстрее освободится от своих сот.
Слайд
13:
Переходим
к практическим работе.
Я
предлагаю вам несколько игр с развивающей предметно – игровой системой «Соты
Кайе».
Педагоги
выполняют задание с «Соты Кайе» (слайд
13- 15)
Я
надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в вашей работе.
Спасибо за внимание.
Поделиться в социальных сетях: