-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Консультация для
педагогов: Использование конструкторов как полифункционального и
трансформирующего средства среды.
Ребенок постоянно
играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей
реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть
устроено. Одним из вариантов увлекательной, развивающей игры является детский
конструктор. Игры с конструктором гармонизируют
работу обоих полушарий мозга. В процессе конструирования у детей возникает необходимость соединять
наглядные символы со словесными и осуществлять перевод их значений в
практическую деятельность. Во время занятий у детей формируется произвольность,
они стараются, тратят на работу некоторое время, добиваются успеха В
соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной, безопасной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию программы (ФГОСПолифункциональность - от греч. polu -
много и лат. funсtio - исполнение,
осуществление, деятельность.
- наличие в
группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе
в качестве предметов-заместителей в детской игре. Именно через тактильное
восприятие происходит его развитие. Хорошо заготовить для детей природный и
бросовый материал для игр: палочки,
небольшие коряги, баночки, пластиковые крышки сложить в отдельную коробку и
поставить в доступном месте.
Сколько игр с ними можно придумать! От "сухого" бассейна до
дидактических игр.
Чем больше
вариантов использования одной
игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка,
тем полифункциональнее его
назначение! К таким игрушкам относятся различные виды конструкторов.
В своей работе мы организуем игры с
конструктором по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой,
дидактической.
Мы отметили некоторые
преимущества его использования перед другими, традиционными видами работ,
развивающих мелкую моторику.
-только с поделками из
конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить.
-при использовании
конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости
от имеющихся у него навыков.
-можно использовать не
только на столе, но и на ковре, на полу, нет необходимости сохранять сидячую
позу.
-конструктор
безопасен, а поделки можно легко и быстро убрать.
В своей деятельности
мы используем различные виды конструкторов:
Самым простейшим
конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают, но и
помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами
предметов. В подготовительной группе дети сооружают более сложные постройки,
используя схему.
Деревянный детский конструктор
Используя конструкторы из дерева, мы
знакомим ребенка с разнообразными геометрическими фигурами, развиваем
инженерно-конструкторские способности, аккуратность и внимание. Плюсом
такого конструктора является
его экологичность – ведь детали конструктора
изготавливаются из дерева, а значит, не выделяют токсических веществ.
Детский конструктор в виде фигурок-вкладышей
представляет собой пластиковые наборы, в которых каждую фигурку вставляют в
свое отверстие-этот вид конструктора развивает логическое мышление, так как
перед сборкой необходимо сопоставить различные фигуры и понять, что куда
относится.
Конструктор в форме мозаики. –способствует
развитию координации движений, развивает цветовое восприятие и фантазию.
Пластмассовый
детский конструктор (ЛЕГО)
Такие конструкторы (в основном) представляют собой наборы для
строительства самых разнообразных горок и запуска шариков по созданной конструкции. Играя с
динамическим конструктором,
ребенок самостоятельно придумывает и строит самые разнообразные поделки,
оценивая конструкцию своего
творения.
Пластмассовые конструкторы выпускаются свой разной сложности и
предназначены для детей в возрасте от 1 года до 10 лет. Для каждой возрастной
группы набор деталей будет различным.
Также бывают магнитные
и металлические, научно-технические конструкторы
Конструкторы с магнитными
деталями позволяют развивать фантазию ребенка с помощью деталей такого конструктора можно смоделировать
все что угодно, начиная от современного дома и заканчивая моделью молекулы.
Научно-технические конструкторы могут быть изготовлены из
различных материалов и предназначены для детей постарше, для младших
школьников. С помощью такого конструктора ребенок
может реализовать свой научно-познавательный потенциал, моделируя различные
радиоуправляемые модели.
Металлические
конструкторы отличаются большим количеством деталей и разнообразием моделей.
Модель, выполненная с помощью этого конструктора, может послужить полноценной
игрушкой. В наборе есть гаечные ключи и отвертки.
В совместной
деятельности с детьми мы использовали данный вид конструктора, в рамках проекта
по теме «Машиностроение». Дети с
удовольствием играли в «Папу», изображали механиков. Даже девочки были
заинтересованы. Металлический конструктор оказался одним из сложных для детей
дошкольного возраста, но в тоже самое время и самым интересным, так как
некоторые дети раньше не сталкивались с этим видом конструктора.
Все виды конструкторов помогают ребенку
развивать воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику,
культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.
Ребенок идет от простого к сложному, создает
новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов.
Детские конструкторы позволяют научиться
всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.
Поделиться в социальных сетях: