2020

Доклад по дополнительному образованию

ДОКЛАД

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное

ополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельностиДополнительное образование детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

  • Интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
  • Необходимость решения воспитательных и образовательныхзадач в единстве с основной программой детского сада;
  • Необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
  • Нормы нагрузки на ребенка.

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности -лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольниковДополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1-2 раза в неделю во вторую половину дня.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

  • Организациярабочего пространства;
  • Возможность детей заниматься по своим силам и интересам;
  • Игровой характер подачи любого материала.

Кружки могут быть различной направленности:

  • Физическое развитие
  • Социально-личностное развитие
  • Познавательно-речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

  • интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
  • возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия такого рода занятиях;
  • необходимость решения воспитательных и образовательныхзадач в единстве с основной программой детского сада;
  • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образованиядетей именно на ее основе;
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
  • нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. 

В МБДОУ «Улыбка» с января 2019г. работает спортивный кружок по фитболу «Мой веселый звонкий мяч», для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дош­коль­ный воз­раст яв­ля­ет­ся на­ибо­лее важ­ным для фор­ми­рова­ния дви­гатель­ных на­выков и фи­зичес­ких ка­честв, так как в этот пе­ри­од на­ибо­лее ин­тенсив­но раз­ви­ва­ют­ся раз­личные ор­га­ны и сис­те­мы. В этом воз­расте ин­тенсив­но соз­ре­ва­ет моз­же­чок, под­корко­вые об­ра­зова­ния, ко­ра, улуч­ша­ет­ся спо­соб­ность к ана­лизу дви­жений сверс­тни­ков. Имен­но этим тре­бова­ни­ям от­ве­ча­ет ме­тоди­ка ра­боты с фит­бол-мя­чами. Сов­мест­ная ра­бота дви­гатель­но­го, вес­ти­буляр­но­го, зри­тель­но­го и так­тиль­но­го ана­лиза­торов, ко­торые вклю­ча­ют­ся при вы­пол­не­нии уп­ражне­ний на мя­че, уси­лива­ет эф­фект за­нятий.

Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией.

Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. 

Фитбол - это аэробика с использованием специальных гимнастических мячей. Использование мячей вносит некий игровой момент в занятие, а также создает неповторимый эмоциональный подъем. Кроме этого, фитбол - эффективный тренажер для самых разных проблемных зон. Это новая форма занятий с новым распределением акцентов ударной нагрузки: с одной стороны, практически полное ее отсутствие на нижних конечностях, а с другой - увеличение роли мышц спины в поддержании равновесия на сферической поверхности мяча.

Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночник, вестибулярный аппарат, координацию движений. Это позволяет детям с проблемами позвоночника и избыточным весом чувствовать себя достаточно комфортно при занятиях фитболом. Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо. Фитболы используются различного размера, в зависимости от роста занимающихся. Фитбол - щадящая, но эффективная аэробика.

Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

  • Развитие двигательных качеств;
  • Обучение основным двигательным действиям;
  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
  • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
  • Развитие мелкой моторики и речи.

Создавая в ДОУ данный кружок мы руководствовались определенной нормативно-правовой базой:

Нормативно-правовая база дополнительного образования детей (перечень основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере дополнительного образования детей)

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
  • Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
 

Прежде чем начать работать с детьми фитболом педагогом была разработана программа, целью которой является:

  • Развивитие физических качеств и укрепление здоровья детей.

Задачи программы

Оздоровительные:

  • 1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
  • 2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
  • 3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

Образовательные:

  • 1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

Воспитательные:

  • 1.Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и игах.

Программа создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

Медсестрой были тщательно проверены все медицинские показания детей желающих посещать кружок. Была проведена работа с родителями по разъяснению и взятию письменных согласий на посещение детьми кружка по фитболу.

Режим образовательной деятельности – 1 раза в неделю с детьми средней и старшей группы, 2 раза с детьми подготовительной к школе группе.

Длительность образовательной деятельности: средней группы не более 20 минут; старшей группы не более 25 минут, подготовительной группе не более 30 минут.

Программа реализуется в форме специально – организованных дополнительных образовательных услуг во вторую половину дня. Способ проведения образовательной деятельности – фронтальный, подгрупповой. Подгруппа в количестве 10-12 человек формируется в соответствии с уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья детей. Для детей с ослабленным здоровьем рекомендованы занятия в малых подгруппах (5-6 человек) с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации образовательного маршрута в рамках данной программы.

Кружок по фитболу посещают 34 ребенка с 4 до 7 лет. Уже сейчас можно сделать вывод о том, что дети посещают кружок с удовольствием. Занятия проходят весело, в высоком темпе и имеют результативность: умение пользоваться мячом (фитболом), навыки прыжков на мяче, умение правильного дыхания во время упражнений, значительное укрепление мышц и повышение выносливости.

В дальнейшем решено продолжить занятие с детьми фитболом и ввести новый вид аэробики – степаэробику.

 /uploads/23300/23261/section/547221/DOKLAD__Dopobrazov..docx?1554206207796