2023

Доклад «Работа студии «Мир головоломок»

Большая честь оказана Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Улыбка» села Совхозное Красноперекопского района Республики Крым – нам присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Образовательный модуль «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников».

Наши педагоги с воодушевлением и энтузиазмом восприняли данное событие. Сколько было мнений и предложений?! Где проводить занятия с детьми? Какие формы работы будут более эффективными? Как выстроить систему работы с детьми? Какие условия материально – технические, учебно–методические необходимо создать?

Создали творческую группу, наметили план мероприятий. И работа закипела!

Начали с определения и оформления места для проведения подгрупповых занятий с детьми. Оформили центр «МИР ГОЛОВОЛОМОК» как часть кабинета педагога-психолога. Заказали детскую мебель (столы, стульчики), шкафы для дидактических материалов. Приобрели комплекты дидактических игровых материалов «МИР ГОЛОВОЛОМОК».

Так как материалов заводского производства недостаточно для работы с подгруппой детей – плоскостные материалы к игре-головоломке «Складушки» размножили на принтере, ламинировали.

Много игр на развитие логического, креативного, дивергентного мышления дошкольников   изготовили дополнительно своими руками на подгруппу детей: игры «Цветной квадрат Воскобовича», Удивляйка 4 «Теремок», игра – головоломка «Крестики - нолики», игра «Лабиринты», «Читайка на шариках» Высоковича, Цветные прогрессивные матрицы Равена, Игра «Геоконт» Воскобовича, серия игр «Цветное дерево» («Продолжи ряд», «Судоку», «Кубики», «Зеркальная мозаика»), игра «Что лишнее» и др.

Приобрели другие дидактические материалы:

- серия «Мировые головоломки»: «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Гексамино»,» Головоломка Архимеда», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Листик», «Головоломка Т- образная», «Танграм», «Летчик», «Монгольская игра», «Джунгли», «Город мастеров»;

- игра – головоломка «Хитрые пальцы» (с рамкой и цветными шариками);

- учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»;

- развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе»;

 - многофункциональная игра – головоломка «Чудо – КРЕСТИКИ» Воскобовича;

- многофункциональная игра – головоломка «Чудо – СОТЫ» Воскобовича;

- учебно – игровое пособие «Логическая мозаика»;

- развивающая игра «Сложи узор»;

-  учебно – игровое пособие «Маленький дизайнер»;

- учебно – игровое пособие «Цветные палочки Кюизенера» и др.

 

Оформили стены центра настенной эмблемой «Воспитатели России», разноцветными голографическими фигурками из игры «Танграм». Отделили центр от другой части кабинета прозрачными цветными шторами. Получилось ярко, сказочно, интересно. Попадая сюда ребенок сразу же настраивается на волшебство, удивление, получает заряд положительных эмоций.

Провели работу с родителями –   интерактивный практикум для родителей по ознакомлению с игровым набором «Мир головоломок», где они могли выполнить задания и убедиться, что это увлекательно, иногда сложно, но однозначно полезно для развития логического мышления ребенка. Затем опросили родителей, чтобы получить   согласие на участие их ребенка в апробацию игрового набора «Мир головоломок».

           На августовском педагогическом совете принято решение создать студию «Мир головоломок» - как основную форму работы с детьми (руководитель старший воспитатель, педагог дополнительного образования Трусенко Елена Григорьевна).

Охват детей старшего дошкольного возраста студийной работой – 100 %. 

          Другие формы работы с детьми - групповые, где игры – головоломки мозаично включаются в занятия по математике, занятия по конструированию.  Если у ребенка возникают трудности с решением головоломки, воспитатель проводит с ним индивидуальную работу. Отдельные игры – головоломки находятся в специально отведенном месте, в центре познавательного развития, в свободном   доступе детей, где они могут упражняться, играть с ними в течение дня. Чтобы стимулировать познавательную активность детей обеспечили периодическую сменяемость игрового материала.

         С чего же я начала работу с детьми?

                      Руководствуясь принципами «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», знакомство детей с играми – головоломками начали с логических игр – упражнений – как проводников в мир игр - головоломок.

                     Как разминку для мозга брала простые   игры - упражнения, например, «Фигурки из палочек». Дети по демонстрационному образцу или по индивидуальной карточке выкладывали ракету, дом, пирамидку, машинку, солнышко, жирафа и т.д.

                        Как разминку использовали упражнение «Соедини по точкам» - по ламинированным карточкам дети рисовали водным фломастером, соединяя цифры по порядку и получали изображение предметов.

Как упражнение использовалась развивающая игра – лото «Логические таблицы» (на таблицу – матрицу накладываются забавные карточки-предметы) и многие другие упражнения и игры. Они помогли поддержать у детей интерес к интеллектуальным играм, помогли детям поверить в свои возможности в результате самостоятельного, успешного выполнения задания.

Затем мы с детьми перешли к более сложному этапу – пониманию, «Прочтению схем», игр головоломок «Судоку».

Следующий этап работы -  занятия   с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК».

            При знакомстве с каждым новым игровым материалом дети имели возможность рассмотреть его детали, сравнить их между собой, поманипулировать с ними, классифицировать по цвету, форме, величине.

За период работы студийных занятий в каждой возрастной группе с игровым материалом «МИР ГОЛОВОЛОМОК» можно подвести некоторые итоги нашей работы:

1. Старшие дошкольники с увлечением, большим интересом и желанием играют с головоломками. С нетерпением ждут занятий студии. Занимаются с большим удовольствием и отдачей.

2. В течение дня дети старшей и подготовительной группы обращаются к головкам, находящимся в свободном доступе в центрах познавательного развития. Интерес к ним поддерживается воспитателями в ходе индивидуальной работы.

3. Дети неравномерно осваивают головоломки. На занятии сильные в интеллектуальном плане дети быстро справляются с заданием и сидят в ожидании, когда другие дети его выполнят. У них теряется интерес. А более слабые дети иногда с заданием не справляются совсем. 

Таким образом после двух месяцев работы пришла к решению: отсеять более слабых детей и с ними проводить индивидуальную работу. С одаренными, талантливыми детьми, с детьми со средним уровнем интеллектуального развития проводить студийные занятия с периодичностью 2 раза в неделю, соответственно 8 занятий в месяц. Таким образом, обучение детей будет более эффективным: ускорится темп деятельности, максимальной будет нагрузка на занятии, дети смогут выполнять по несколько заданий.

4. Мною замечена еще одна особенность: некоторые дети, успешные в учебной деятельности, с трудом, медленно осваивают головоломки. И наоборот, дети с низким уровнем успешны в работе с головоломками. Это еще раз подтверждает мнение педагогов, психологов, что каждый ребенок талантлив по – своему, нужно только заметить этот талант, помочь ему проявиться. И в этом нам помогает работа нашей студии.

            Я с большим удовлетворением занимаюсь с ребятами зная, что моя работа по реализации смарт-тренинга в студии «Мир головоломок позволит:

- повысить уровень интеллектуального развития дошкольников;

- сформировать необходимые для дальнейшего обучения, личностные качества;

- сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

- обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС.

            Как результат этой работы являются показатели уровня знаний наших выпускников, стремительное повышение интеллектуального, познавательного уровня.

Впереди еще много работы, много планов и надежд на то, что мы достигнем высоких результатов в развитии интеллектуальных способностей детей и успешной подготовке их к школьному обучению.