-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ»
В современных условиях система образования
предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно
по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в
том числе в обучении грамоте.
Грамота – это овладение умением читать и
писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не
только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть
овладение письменной речью.
Один из критериев выпускника в области
«Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа
слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный –
согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению,
самостоятельно читать слова.
От того, как ребенок будет введен в
грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в
усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты
распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу.
Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть
умений формировать в дошкольном возрасте.
21 век характеризуется миром
информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами –
подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и
умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых
знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая
активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных
задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.
Развитие науки и техники, всеобщая
компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей
дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают
перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей
в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.
Процесс обучения грамоте будет интереснее
и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением ИКТ, которые
позволяют решить следующие задачи:
·
познакомить
детей с понятием «слово» и его протяженностью;
·
образно
представить структуру слова;
·
научить
интонационно, выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить
позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
·
определять
место звука в слове (начале, середине, конце);
·
определять
последовательность звуков в слове;
·
определять
количество звуков в слове;
·
изображать
гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и
мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные
гласные;
·
сформировать
навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой
модели;
·
научить
графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
·
отрабатывать
навык слогового чтения.
Одним из важных направлений в подготовке к
обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста является
формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дети знакомятся сначала не с буквами, а со
звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и
порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку
буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет
чтением.
При обучении, как письму, так и чтению,
исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное
расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их
количества и последовательности.
Что же такое звуковой анализ? И почему эти
навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на
составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово)
на составные части – (составные части слова – звуки). Т. е. – звуковой анализ –
разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в
том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его
смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его
составляющих.
Синтез – это соединение частей в целое, а
звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе
процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию
отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы
они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на
основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в
состоянии из ряда звуков составить слово.
В свою очередь звуковой анализ и синтез у
дошкольника не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания
устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.
Другими словами: звуковой анализ и синтез
должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Фонематическое восприятие – способность
различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи,
а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить
их на письме.
Поэтому на занятиях по обучению грамоте
ставлю перед собой цель: сформировать фонематическое восприятие, звуковой
анализ и синтез.
Формирование навыков звукового анализа и
синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
·
выделение
в словах первого гласного звука;
·
анализ
и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
·
определение
последнего гласного звука в словах;
·
определение
первого и последнего гласного звука в словах;
·
определение
наличия либо отсутствия в словах звука;
·
определение
первого согласного звука в словах;
·
определение
последнего согласного звука в словах;
·
определение
гласного звука в середине односложных слов;
·
синтез
односложных слов, состоящих из трех звуков;
·
определение
позиции согласного звука в словах;
·
определение
количества слогов в словах;
·
синтез
двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Для дошкольника эти задания сложные, не
всегда понятные. В связи с этим, чтобы добиться устойчивого интереса на
занятиях по обучению грамоте, оптимизирую процесс обучения грамоте
заданиями на компьютере.
Создаю презентации с закрепляемым звуком,
буквой. В презентации включаю игровые приемы, через которые формируются,
совершенствуются, навыки звукового анализа и синтеза, фонематический
слух, фонематическое восприятие. Эти задания наиболее сложные, и поэтому,
закрепляя их через презентации, у детей появляется живой интерес к занятиям по
обучению грамоте. (Пример «Создание презентаций для работы с детьми на занятиях
по обучению грамоте» - смотреть в презентации).
Данные презентации использую, как на
начальном этапе – знакомство с буквой, звуком, так и на этапе –
закрепления. Занятия могут быть, как подгрупповыми, индивидуальными, так
и подгрупповыми. В этих заданиях дети помогают исправить ошибки
сказочных героев, помогают им справится с заданиями, тем самым в
ненавязчивой форме через игру формируются у детей навыки звукового анализа и
синтеза.
Для повышения эффективности
коррекционно-развивающей работы на своих занятиях использую ИКТ:
·
развивающие компьютерные
программы («Домашний логопед. Практический курс», «Учимся говорить правильно»,
«Уроки Феи правильных звуков. Логопедия для малышей» и др.);
·
электронные
книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
·
мультимедийные
диски («Веселая азбука», «Уроки тетушки Совы» и др.);
·
собственные
презентации и фотоальбомы для занятий, созданные в Microsoft
PowerPoint, Paint;
·
Media Player,
Adobe Flash Player для проведения динамических пауз, физкультминуток
и артикуляционной гимнастики;
·
готовые
цифровые образовательные ресурсы на сайтах интернета;
·
для
повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (поиск
информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, форумах, вебинарах,
создание персонального сайта, личной странички на образовательных сайтах,
аккаунта и пр.);
·
для
проведения мониторинга (электронное пособие "Мониторинг речевого развития
детей 2-7 лет" серии "Программно-диагностический комплекс",
Excel);
·
для
ведения документации и методической работы (Microsoft Word, Excel,
Microsoft Office Publisher).
Информационно-коммуникационные технологии
являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно
значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать
индивидуальную деятельность и развивать познавательные процессы детей,
расширить их кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в
современном обществе.
Таким образом, использование игровых
приемов в обучении грамоте через ИКТ:
·
развивают
устойчивый интерес к занятиям по обучению грамоте;
·
обеспечивают
готовность к освоению родного языка;
·
в
интересной форме формируют навыки звукового анализа и синтеза;
·
развивают
фонематический слух и восприятие;
·
способствуют
предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного
обучения;
·
помогают
педагогу добиться желаемого результата на занятиях по обучению грамоте.
Знакомят и обучают навыкам работы с компьютером.
Список использованной литературы
1. Антошин М. К. Учимся работать на
компьютере. М.: Айрисс-пресс.
2. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков
Н.Н. Новые информационные
технологии в дошкольном образовании. М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г
3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ –
компетентности педагогов. Журнал
«Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения». №12 2009
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие
технологии: школьник и
компьютер. М., 2007
5. Чистякова И.А. 33 игры для развития
глагольного словаря
дошкольников. С.-П.: Каро,2005.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение
дошкольников.
Формирование грамматического строя речи.
М., 2005
Интернет-ресурсы:
1. www. iteach . ru
2. http://www.solnet.ee
3.
http://www.detsat.ru
4.
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 htm
5.
http:// http://www.logopedia.ru
6.
http:// festival .1 september. ru / articles
Поделиться в социальных сетях: