-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
«ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или
иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с
окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует
возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти
самостоятельно, без помощи взрослых.
В дошкольном возрасте усвоение основ
экологических знаний наиболее актуально, так как именно в этом возрасте
ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает
внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок
способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях,
животных. У детей этого возраста
развивается интерес к природе. Этот
интерес надо поддерживать и развивать.
Детейстаршего дошкольного возраста важно
знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: растениями и
животными; сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.
В ознакомлении дошкольников с
природой большое место занимает экскурсия. Экскурсия – это ознакомление с теми или иными
объектами и их изучение по месту их нахождения, связанное с передвижением детей в определенной местности.
Экскурсии - один из видов
занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения.
Проводятся экскурсии вне дошкольного
учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной
обстановке познакомить детей с объектами
и явлениями природы.
Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в
группе, - а в природе и на
сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо
быть дисциплинированным и внимательным. Важно напомнить детям правила поведения
на улице, природе, объектах.
Существуют несколько видов экскурсий:
- экскурсия в живую природу (парк,
сквер, ближайшие лес и луг, в зону зеленых насаждений, грачевникам и т. д.);
- экскурсия в неживую
природу (карьеры с разным видом почв, к
водоемам и т. д);
- сельскохозяйственные экскурсии (ознакомление с
трудом взрослых на огороде и в саду, поле; собственный труд детей).
Природоведческие экскурсии целесообразно
проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать
детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают
труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.
Экскурсии на
сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Эти экскурсии дают возможность показать детям, как
человек воздействует на природу, как
выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми
операциями.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдают труд людей.
Основная цель экскурсий — показать, что и для
какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсия на
сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное
наблюдение, беседу с взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.
Таким образом, экскурсии и последующая работа должны
способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои
действия, воспитывать бережное отношение
к природе, учит соблюдать правила поведения, не
допускающие нанесения вреда окружающему миру и не влияющие на состояние природы.
Значение экскурсий
для детей дошкольного возраста состоит в том, что дети
наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не
изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о
единстве и разнообразии природы. При этом
у детей развиваются наблюдательность, интерес к
изучению природы, обогащается личный опыт.
Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных
явлениях природы, временах года. Природа
меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных.
Меняется и труд человека.
Очень важно, чтобы дети
почувствовали природу. Для этого надо привлекать
их внимание к сезонным краскам природы, к ее
великолепию.
Экскурсии способствуют
развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. В процессе экскурсий дошкольники
знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это
способствует образованию первичных представлений наиболее важных связей и
зависимостей в живой и неживой природе.
При этом активизируется их мыслительная
и практическая деятельность, углубляются и упрочиваются познавательные интересы. Осознание взаимообусловленности явлений природы влияет на формирование предпосылок
материалистического мировоззрения.
Нельзя, однако,
допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями и информацией, так как это
может привести к хаотичности знаний.
В дошкольном возрасте ребёнку важно взаимодействовать с объектами и явлениями:
посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. В результате
будет развиваться восприятие ребёнка: он станет
различать форму, цвет и другие части предметов.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей.
Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания,
способствует развитию эстетических чувств. Умение чувствовать ее красоту и
восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического
развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников
патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, а также
расширению умственного кругозора.
Экскурсии в природу связаны с
пребыванием детей на воздухе, с движением, что
содействует укреплению здоровья.
Экскурсию провести
значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от
тщательной подготовки воспитателя и детей.
Центральным моментом всякой экскурсии является
плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных
изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить
ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами
растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами
сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Учет краеведческого принципа и принципа
сезонности при разработке содержания экскурсий обеспечивает
наглядность и повторность восприятия материала,
постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления,
создает благоприятные условия для развития у дошкольников познавательных интересов.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается
на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках.
Поэтому цели экскурсии могут быть
различными. В одних случаях экскурсии проводятся
для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению
знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе
труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а
посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о
зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других
случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным
трудом, а вся последующая воспитательно -
образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию,
систематизацию и обобщение полученных представлений.
Результативность экскурсий во многом определяется тем, насколько
четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и
проведения каждого этапа.
Первый этап - подготовительный. Как
показывает само название, воспитательно-образовательная работа
в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель
предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес.
Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог
напоминает воспитанникам о правилах
поведения.
Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и
приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов - это наблюдение
объектов и явлений природы,
сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя,которые условно можно разделить
на три типа:
- нацеливающее внимание, требующие констатаций фактов (название предмета, его частей,
качеств, свойств, действий);
- активизирующие,
требующие сравнения, сопоставления, различения, общения;
- стимулирующие
творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных
практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают
действенное познание тех предметов, явлений,
которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших
наблюдений в уголке природы. Для
поделок, оснащения занятий (например, плоды деревьев для занятий по математике,
ручному труду, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).
Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает всю
после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную
на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на
упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих
способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от
общения с родной природой.
Итак, экскурсия включает
в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное
наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
Мы видим, что трудно представить
себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного
источника красоты. Природа – не
только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения,
источник подъема всех духовных сил подрастающего поколения. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона
все восприятия окружающей действительности. Вот это
эмоциональное отношение к окружающей природе,
неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система
образовательных учреждений у детей.
Очень важно, чтобы взрослые сами
любили природу, и эту любовь старались привить детям.
Используемые источники
1. В союзе с природой, Л. И. Грехова, «Илекса», М, 2000.
2. Вышли мы все из природы, В. Р. Дольник, «ЛИНКА-ПРЕСС»,
М, 1996.
3. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, С. А. Козлова, «ЛИНКА-ПРЕСС», М,2013.
Интернет-ресурсы
- https://studwood.ru/2112669/pedagogika/ekskursiya;
- https://dohcolonoc.ru/cons/13541;
- https://www.stud24.ru/pedagogy/jekskursii-kak-sredstvo-oznakomleniya-doshkolnikov/231234-677810-page1.html;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy mir/2018/03/23/
konsultatsiya -dlya-pedagogov;
Поделиться в социальных сетях:
ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 13.04.2025
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону