-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Главная
цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя
естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться
хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо
развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. С
каждым годом число поздноговорящих детей возрастает, активный словарь детей
крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словами.
Поэтому на занятиях физической культурой нужно
не забывать и о речевом развитии детей,
которое напрямую связано с развитием движения. Игры с мячом очень полезны для развития детей с
нарушением речи. Они помогают повысить работоспособность детей,
снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.
Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным
коррекционным инструментом для детей с нарушением речи:
• игры с мячом отвлекают внимание ребенка от
речевого дефекта и побуждают к общению;
• помогают разнообразить виды деятельности
на занятии
• развивают общую и мелкую моторику,
ориентировку в пространстве
• регулируют силу и точность движений
• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту
реакции
• развивают мышечную силу, улучшают обмен
веществ и работу основных органов.
Все
игры и упражнения с мячом, используемые в практике, можно разделить на
следующие виды:
• игры и упражнения с мячом, направленные на
развитие общей моторики
• игры и упражнения с мячом, направленные на
развитие мелкой моторики
• игры и упражнения с мячом, направленные на
развитие ориентировки
Детям для развития обшей моторики даются
следующие задания: метание мячей в вертикальную цель, находящуюся на уровне
глаз ребенка различными способами (от груди, из-за головы, снизу одной или
двумя руками). Постепенные упражнения содействуют развитию необходимых умений,
развитию общей моторики. Чтобы вызвать
интерес к играм с мячом, дают упражнения: «Брось и догони», «В воротики»,
«Подбрось повыше». Эти упражнения оказывают на детей большое эмоциональное
воздействие и тем самым побуждают интерес. В ходе упражнений следят за
точностью движений, за дозировкой физической нагрузки. Упражнения детям
нравятся, они стремятся правильно выполнять их. В упражнениях детям помогают
навыки, приобретенные при выполнении более простых упражнений ранее разученных
и отработанных, вначале разучиваются простые упражнения с мячом, затем сложные,
в играх навыки закрепляются.
Для
полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую
моторику рук.
Начинаем
с разминки. Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в
ладошке детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в
начале занятий.
Игры с мячом, направленные на развитие
ориентировки в пространстве используются для профилактики нарушений
пространственной ориентировки. Применяются резиновые, теннисные и сшитые из
ткани мячи.
Можно
использовать упражнения: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении,
выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»),
попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях), комплексы упражнений
для ног с элементами массажа, рисование мячом фигур на полу.
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй,
«Звуковая цепочка» Игры с перебрасыванием мяча.
Так
же использую игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного
запаса, развитие грамматического строя речи. Такие игры и упражнения как: «Мяч бросай и
животных называй» «Животные и их детеныши» «Кто где живет», «Скажи ласково» «Горячий
– холодный» (антонимы) «Из чего сделано» «Лови да бросай – цвета называй» «Мяч передавай
имя называй».
Для индивидуальной двигательной деятельности
подбираются задания в зависимости от особенностей ребенка. Для детей с
невысоким уровнем подбираются элементарные упражнения – катание и прокатывание
мяча, шарика в прямом направлении друг другу, в ворота, в предметы (кегли) на
расстоянии 1-1,5 м. Эти упражнения приучают детей к умению обращаться с мячом,
подготавливают руки к правильному энергичному отталкиванию мяча. Эти упражнения
даются для того, чтобы дети почувствовали результат – это служит стимулом для
дальнейшей работы.
Все
эти игры и упражнения я использую и в кружковой работе «Школа мяча»
Таким
образом, мяч на занятиях с детьми с
речевыми нарушениями помогает нам эмоционально и непринужденно усваивать
речевой материал.
Поделиться в социальных сетях: